Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта

 
ПАМЯТКА
(для учащихся)
Правила безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта 
 
 Основными нормативными документами, определяющими правила поведения граждан, в том числе несовершеннолетнего возраста на объектах железнодорожного транспорта являются Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
 
 Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повьппенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. приказом Минтранса РФ от 8 февраля 2007 г. N 18) Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повьппенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (далее - Правила) обязательны для использования владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных пз^гей необщего пользования (далее - владельцы инфраструктуры) и физическими лицами (далее - гражданами), находящимися в зонах повьппенной опасности. 
 
 Прежде всего необходимо помнить, что объекты железнодорожного транспорта - это зона повышенной опасности! 
 
Необходимо знать данные Правила и соблюдать их! 
 
Запрещено гражданам, находящихся в зонах повышенной опасности 
 
1. Ходить по железнодорожным путям.
2. Переходить через железнодорожные пути в местах, не оборудованных пешеходными переходами.
3. Переходить железнодорожные переезды при закрытом шлагбауме или показании красного сигнала светофора переездной сигнализации,
4. Подлезать под вагоны, перелезать через них.
5. Проходить вдоль железнодорожного пути ближе 5 метров от крайнего рельса.
6. Проходить по железнодорожным мостам и тоннелям в местах не оборудованным дорожками для прохода пешеходов, особенно в местах находящихся вблизи с электрическими проводами.
7. Переходить через путь сразу же после прохода поезда одного направления, не убедившись в отсутствии следования поезда встречного направления.
8. Использовать наушники и мобильные телефоны при переходе через железнодорожные пути. 
 
Действия граждан при проезде и переходе через железнодорожные пути 
 
1. Проезд на транспорте и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах.
2. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).
3. Проезд гражданина в инвалидной коляске через железнодорожные пути допускается только по пешеходным переходам и обязательно с сопровождающим.
4. При проезде граждан через железнодорожные пути на транспортных средствах должны соблюдаться нормы, установленные пунктом 15 постановления Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» 
 
Запрещается выезжать на переезд:
 
при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
если за переездом образовался затор, который вьшудит водителя остановиться на переезде;
если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина). 
 
Действия граждан, которые не допускаются на железнодорожных путях и пассажирских платформах: 
 
•  подлезать под пассажирскими платформами и железнодорожным подвижным составом;
• перелезать через автосцепные устройства между вагонами; •  заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
•  бежать по пассажирской платформе рядом с прибьгвающим или отправляющимся поездом;
• устраивать различные подвижные игры;
• оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
• прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
• проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума;
• подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий и искусственных сооружений;
• прикасаться к проводам, идущим от опор и специальных конструкций контактной сети и воздушных линий электропередачи;
• приближаться к оборванным проводам; • находиться в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;
• повреждать объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования;
• повреждать, загрязнять, загораживать, снимать, самостоятельно устанавливать знаки, указатели или иные носители информации;
• оставлять на железнодорожных путях вещи;
• иметь при себе предметы, которые без соответствующей упаковки или чехлов могут травмировать граждан,
• иметь при себе огнеопасные, отравляющие, воспламеняющиеся, взрьшчатые и токсические вещества. 
• не создавать помех для движения железнодорожного подвижного состава;
• принимать все возможные меры для устранения помех;
• обеспечивать информирование о помехах работников инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования;
• отходить на расстояние, при котором исключается воздействие воздушного потока, возникающего при приближении железнодорожного подвижного состава;
• подать сигнал возможньм способом в случаях возникновения ситуации, требующей экстренной остановки железнодорожного подвижного состава; 
•  держать детей за руку или на руках (гражданам с детьми);
•  информировать о посторонних и (или) забытых предметах, при возможности, работников инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования. 
 
Действия граждан, которые не допускаются при пользовании железнодорожным подвижным составом: 
подходить к вагонам до полной остановки поезда;
прислоняться к стоящим вагонам;
оставлять детей без присмотра при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов (гражданам с детьми); осуществлять посадку и (или) высадку во время движения;
стоять на подножках и переходных площадках; задерживать открытие и закрытие автоматических дверей вагонов;
высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров;
проезжать в местах, не приспособленньпс для проезда;
повреждать железнодорожный подвижной состав;
подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
подниматься на крьппи железнодорожного подвижного состава;
курить в вагонах пригородных поездов;
курить в местах, не предназначенных для курения, в пассажирских поездах. 
 
Действия граждан при посадке в вагоны и (или) высадке из вагонов: 
 
• осуществлять посадку и(или) высадку, не создавая помех другим гражданам;
• осуществлять посадку и(или) высадку только при полной остановке поезда;
• осуществлять посадку и(или) высадку только со стороны пассажирской платформы (в специально отведенных и приспособленных местах железнодорожных станций);
• осуществлять посадку и(или) высадку, держа детей за руку или на руках (гражданам с детьми). 
 
 В связи с имеющими место случаями смертельньгх травм на объектах железнодорожного транспорта, а также фактами вандализма и хулиганских действий подростков в отношении объектов железнодорожного транспорта
 
Правила поведения детей на железной дороге 
 
Запомните: 
 
- Переходить через пути нужно только по мосту или специальным настилам,
- Не подлезайте под вагоны! Не перелезайте через автосцепки!
- Не заскакивайте в вагон отходящего поезда.
- Не выходите из вагона до полной остановки поезда.
- Не играйте на платформах и путях!
- Не высовывайтесь из окон на ходу.
- Выходите из вагона только со ртороны посадочной платформы.
- Не ходите на путях.
- На вокзале дети могут находиться только под наблюдением взрослых, маленьких детей нужно держать за руку.
- Не переходите пути перед близко идущим поездом, если расстояние до него менее 400 метров. Поезд не может остановиться сразу!
- Не подходите к рельсам ближе, чем на 5 метров.
- Не переходите пути, не убедившись в отсутствии поезда противоположного 
направления. 
- Железная дорога - удобный и востребованный вид транспорта, которым пользуются миллионы людей каждый день. Повьппение скоростей на транспорте решило множество проблем, сократив время пребывания пассажиров в пути и доставки грузов, и в то же время породило массу опасностей для человека. Основной трагедий становится беспечное, безответственное отношение взрослых к детям. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работы в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках вагонов и просто ищут развлечения на железной дороге.
- Основными причинами травмирования граждан железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются незнание и нарушение правил безопасности при нахождении в зоне железнодорожных путей, неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, а порой озорство, хулиганство и игры, как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории. Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться, 
трейнсёрфинг (езда на крыше поезда), трейнхоппинг, — запрыгивание на поезд во время движения) или зацепинг— способ передвижения, заключающийся в проезде на поездах с их внешней стороны. Включает в себя проезд на автосцепках, открытых переходных и тормозных площадках, в открытых кузовах (у вагонов открытого типа), либо с боковых или торцевых сторон вагонов или в подвагонном пространстве на элементах наружной арматуры подвижного состава. Проезд снаружи поезда в целом является очень опасным. Это связано как с отсутствием предотвращающих возможность падения с движущегося поезда элементов пассивной безопасности вагона и наличием дополнительных факторов опасности, таких как возможность поражения электрическим током от контактной сети и оголённого электрооборудования или столкновения с препятствиями при езде вне габарита, так и с тем, что со стороны осуществляющего проезд снаружи пассажира требуется постоянный контроль окружающей обстановки, наличие некоторой физической подготовки, реакции и собранности, а также некоторое понимание устройства подвижного состава и предвидение возможных опасностей. Как правило, при проезде снаружи поездов травмируются или погибают дети и несовершеннолетние подростки ввиду отсутствия у них должного уровня подготовки и понимания всех опасностей и особенностей устройства подвижного состава. Кроме того, среди трейнсёрферов нередко встречаются любители риска и острых ощущений, которые в целях получения адреналина или вьшолнения рискованных трюков пренебрегают осторожностью при поездке или даже идут на заведомо опасные действия (например дотрагиваются до электрооборудования, перебегают в непосредственной близости от идущего поезда), что зачастую приводит к несчастным случаям. Также на безопасность проезжающего снаружи поезда человека могут повлиять различные нештатные ситуации, такие как резкие рывки вагонов, резкое изменение погодных условий, обрыв поручней, появление на пути следования негабаритного места, провисание или обрыв контактной сети либо наличие на ней посторонних предметов, поломка токоприёмников, разрыв сцепки и саморасцеп вагонов во время движения, сход вагонных тележек с рельс, столкновение поезда с посторонним предметом на пути следования, а также нападение на трейнсёрфера со стороны других лиц.
Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются: 
 
• Потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последуюпдим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и 
перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне.
• Поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрь^нуть на крьппу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвьиайно высокое; до 27500 вольт.
• Столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше.
• Падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов.
• Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу. 
 
 Селфи — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру, иногда при помощи зеркала или палки для селфи. Поскольку селфи чаще всего выполняется с расстояния вытянутой руки, держащей аппарат, изображение на фото имеет характерный ракурс и композицию— под углом, чуть выше или ниже головы. Исследование, проведённое среди владельцев смартфонов и фотокамер, выявило, что около 30 % селфи-фотографий сделано людьми в возрасте 14—24 лет. В 2015 году МВД России в специальной памятке указало о некоторых рисках селфи, в ней любителям экстремальных фото напоминали, что нельзя делать подобные снимки с оружием в руках, на железнодорожном транспорте, крышах зданий, мостах, за рулем автомобиля. 
 - Часто люди идут вдоль железнодорожных путей, желая видимо, сократить время. Казалось бы, позади и впереди тебя - просматриваемая территория, но опасность всетаки есть. Почему? - Нередко железная дорога становится «пешеходной», хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни. Нередки случаи травматизма людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видате приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В надежде маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. Кроме того, надо учитывать, что поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд. Тем более, что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушников плеера. Они даже не сльплат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае? - Почему нельзя пересекать пути, когда вообще нет никакого движения, и приближающегося поезда тоже не видно? - Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под вагоны нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду. И если какой-нибудь выступ или рьгчаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. - Известно, что опасно попасть между двумя движущимися составами, почему? - Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд. Поэтому нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или в желании сократить время. - Какие основные правила безопасности нужно соблюдать для исключения травматизма? - Самое главное - переходить и переезжать железнодорожные пути нужно только в специально отведенных для этого местах, Для безопасного пересечения существуют специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, железнодорожные переезды, путепроводы. Если Вам приходится пересекать неохраняемый переезд, внимательно следите за сигналами, подаваемыми техническими средствами, убедитесь, что не видите приближающегося поезда. Категорически запрещается проходить по железнодорожному переезду при запрещающем сигнале светофора переездной сигнализации независимо от положения и наличия шлагбаума. Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни - это самое ценное. Обращаемся именно к детям; будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога - не место для игр. Не катайтесь по платформе на велосипеде, скейтборде и роликах - ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ! 
 Приближаясь к железной дороге - снимите наушники - в них можно не услышать сигналов поезда! Никогда не переходите железнодорожные пути в местах стрелочных переводов. Поскользнувшись, можно застрять в тисках стрелки, которая перемещается непосредственно перед идущим поездом. Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, вы можете упасть на рельсы, под приближающийся поезд. 
 Лица, нарушающие указанные Правила, подвергают себя и своих близких опасности, данные действия также создают угрозу работы железнодорожного транспорта, за нарушение данных правил предусмотрена административная и уголовная ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. 
 
 Берегите себя! 
 
(Разработана Пензенской транспортной прокуратурой совместно с Пензенским линейным отделом МВД РФ на транспорте 01.03.2017 года)